Все события связанное с Китаем становится новостью для всех СМИ особенно, когда речь идет о таком высоком уровне сейчас 14 мая стартовал форум «Один пояс — один путь» в Пекине, где был поставлен вопрос китайским руководителем, а российским был дан ответ, как будет развиваться экономика Евразии (Мира) на ближайшие десятилетия.
В Пекине представлены делегации более ста стран, возглавляемые азиатскими и европейскими лидерами, где российская делегация в этот день не планировала подписывать крупные соглашения, даже Владимир Путин играл на рояле, а его министры были вольнодумцами. Это говорит лишь о том, что наша делегация не имела своего варианта и приехала туда, чтобы послушать китайский вариант. Странная ситуация, хотя возможно ВВ. Путин приберегает вариант России для Форума в сентябре во Владивостоке, где, скорее всего, предложения от РФ будут совмещены с озвучиванием его предвыборной компанией. Но бросаться временем и возможностью использовать международные площадки, где присутствуют первые лица почти от 100 стран не эффективно для нашей страны.
Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин в рамках этого представительского форума намерен подписать торговые и бизнес-соглашения с несколькими десятками стран. Намерения китайского бизнеса по выходу на крупный рынок Евросоюза давняя мечта Китая. Но расстояние делает для многих товаров этот рынок нерентабельным. К тому же Китай стал уже другим и его товар не является востребованным, как это было в начале экономического взлета Китая (его дешевая рабочая сила). Крупный бизнес, который в Китае является государственным или полу-государственным особенно в энергетическом сырьевом и в крупном производстве (например, судостроение) не может быть идеей нового Шелкового пути локомотивом.
Решение поставленной Китаем цели может заключаться только в комплексном подходе, где все виды транспорта (морской, авиа, ЖД и авто дорожный) становятся привлекательными для инвестиций в их развитии. Базовым элементом для Шелкового пути является ЖД транспорт, а прорывным и который может кардинально изменить ситуацию морской транспорт по маршруту Северморпути. Для этих целей надо создать в короткий срок ледокольный флот и корабли ледового класса, чтобы были регулярные проводки караванов кораблей по еще сложному в ледовом плане Северном ледовитом океане. Это возможно, например, встречные проходы судов (100 в одну, 100 в другую сторону) дадут возможность увеличить сроки навигации на несколько месяцев. Такая программа с учетом других видов транспорта может быть частью целей таких организаций как ШОС, БРИКС и АТЭС. Тем более, Россия-Индия-Китай могут создать самый большой флот в мире. К тому же в амбициях этих стран есть идея по увеличению своего морского флота. Преимущество России особенно на Дальнем Востоке в глубоководных бухтах и глубоководных портах позволяет осуществить строительство крупнотоннажных судов ледового класса. Для этой задачи необходимо реконструировать судостроительные верфи или построить новые, например, в порту Зарубино. Он находится в непосредственной близости от китайской границы (25 км). Кроме этого Россия может предложить широкое использование композитных материалов для судостроения, с учетом планов Роснефти, строительство нефте-химического завода в близи г.Находка, который может обеспечить полимерами и другой продукцией предприятия на ДВ. Такой экономический подъем на базе судостроения и всего логистического комплекса даст преимущество нашим странам занять лидирующие позиции в этой сфере.
Китай намерен использовать договорённости с более чем 30 странами, а также начать консультации по соглашениям о создании зон свободной торговли с этими государствами.
Хотя выступление В.В. Путина стало одним из главных на форуме по поводу роста товарооборота между Россией и Китаем, он не сделал никакого предложения относительно нового Шелкового пути. Порты Дальнего Востока и транспортная инфраструктура региона могли бы послужить ключевыми условиями для этого проекта. Надеемся, что на сентябрьском Форуме в России такие предложения прозвучат и будут услышаны, прежде всего, нашими отраслевыми Министерствами.
Транзит из Китая в Европу уже действует, но по другому маршруту: Ляньюнган-Чжэнчжоу—Ланьчжоу-Урумчи-Алма-Ата-Кызылорда-ААктобе-Оренбург-Казань-Нижний Новгород-Москва-Санкт-Петербург с выходом в Балтийское море. Этот маршрут трудно поменять на более кардинальный по суше, только Северный морской путь может стать дополнительным аргументом в пользу развития отношений Россия и Китая.