«В Приморском крае будет создана Силиконовая долина с приставкой „био“»,— с такого заявления начал вчера презентацию генеральный директор ОАО «Биотехнопарк „Петр Великий“» Сергей Фокин. По замыслу разработчиков проекта, на базе биотехнопарка, который создается в Хасанском районе, а также на территории близлежащего оленьего парка Гамова и акватории залива Посьета будет создана «зона рационального природопользования» с воспроизводством морских и таежных биоресурсов, мощностями по их переработке. Правда, для этого необходимо привлечь заинтересованных инвесторов.
Как сообщила Светлана Кирбитова, координатор проекта, на сегодняшний день разработано пять программ: пантового оленеводства, реликтового растениеводства, экотуризма, строительство комбикормового завода и завода для производства молока с добавлением экстрактов реликтовых растений и пантов. Окупаемость этих программ, по расчетам, составит от 12 до 36 месяцев, а чистая прибыль, как заявил Сергей Фокин, составит $10 млрд и позволит вывести Приморье среди других регионов России «в лидеры по качеству жизни».
Что касается уже вложенных средств в биотехнопарк, то конкретные цифры господин Фокин предпочел не называть, равно как и участников проекта. Лишь в разговоре с „Ъ“ гендиректор ОАО признался: затраты превысили $1 млн, при этом он затруднился отделить от этой суммы расходы «на рекламу, фуршеты и командировки». По словам Сергея Фокина, инвесторами явились «Дальневосточная инвестиционная компания» и «несколько известных олигархов в хорошем смысле этого слова». Кроме того, часть средств вложена холдингом «Тихоокеанское направление» (ТОН), президентом которого является сам господин Фокин.
Ъ Корпорация ТОН была зарегистрирована в 1994 году с целью создания «коммуникативного коридора от Тихого океана до Балтийского моря». В планах компании было строительство скоростной автомагистрали Находка—Санкт-Петербург, нефтепровода Находка—Арсеньев—Хабаровск, «универсального» моста в Приморском крае (длиной 10 км) для транзитных грузоперевозок по маршруту США—Россия—Китай и др. Эти планы пока остаются не реализованными.
Создатели биотехнопарка делают акцент на его экологической составляющей. Так, Сергей Фокин несколько раз упомянул преимущества «Петра Великого» перед строительством магистрального нефтепровода «Транснефти» с выходом в бухту Перевозную в Хасанском районе. Он считает, что биотехнопарк для региона имеет «больший потенциал», чем трубопровод. Как известно, в Приморье немало критиков строительства на юге края нефтеналивного терминала. По их мнению, даже небольшая авария может нанести непоправимый вред природе Хасанского района. Оппоненты «Транснефти» предлагают вывести трубу в Находку. По словам Сергея Фокина, против терминала в Перевозной возражают не только экологи, но и бизнесмены: «Частные собственники будут защищать свои интересы». Стоит заметить, что 50% парка Гамова, по личному признанию господина Фокина, уже приобретены ОАО «Биотехнопарк „Петр Великий“».
Своим партнерам авторы проекта намерены предложить возможность работы на территории особой зоны. Руководство «Петра Великого» станет помогать производителям сертификатами, патентами, лицензированием. Впрочем, некоторые приглашенные на презентацию изготовители препаратов на основе биоресурсов были осторожны в оценке перспектив сотрудничества. «Мы пока не поняли, что биотехнопарк может нам предложить», — говорили они. «Вопрос продаж, наиболее скользкий, еще не обсуждался, что касается ожиданий, то мы ждем инвестиции, а они, наверное, хотят сделать себе рекламу на наших брэндах», — заметил гендиректор ООО «ПК „Лимонник“» Эдуард Селезнев.
ДИНА ВОРОНКОВА, Владивосток
Терминал
Вчера во Владивостоке прошла презентация проекта «Биотехнопарк „Петр Великий“». По планам его разработчиков, на юге Приморского края появится особая зона, где будут воспроизводить биоресурсы и работать заводы по их переработке. Как заявил гендиректор проекта Сергей Фокин, биотехнопарк окупит себя быстро и принесет экономике Приморья не менее $10 млрд. Между тем потенциальные партнеры проекта не исключают, что его создатели намерены сделать себе рекламу на их брэндах.