Удалось сдвинуть севший на мель в Суэцком канале контейнеровоз Ever Given (Контейнеровоз Ever Given, принадлежит японской компании Shohei Kisen и ходит под панамским флагом). Об этом событии сообщают все мировые СМИ, как о победе, хотя до настоящего праздника еще нужно доплыть…!
Сотни судов, скопившихся по обе стороны канала, могут еще долго дожидаться своего «счастья свободы»! И это только начало проблем мировой транспортной системы. Таких узких мест, где могут произойти подобные ситуации в морских проливах, на карте мира несколько. Хотя, как известно, «где тонко – там и рвется». Риски здесь неимоверно высоки!
Странно, что в этой проблеме не обвиняют Россию, и не утверждают, что мол она устроила пробку для поднятия значимости реализации Северного морского пути! Такой сценарий можно сочинить, но осуществить его с включением в игру большого количества стран и участников ДТП — тема для нового голливудского детективного фильма про всемогущего Путина!
Морские проливы — Сингапур, Босфор, Гибралтар, Панама, Лаперуза и еще ряд географических объектов — это стратегические транспортные точки, предназначенные для всеобщего использования в мореплавании, которые, к сожалению, можно легко перекрыть и создать ситуацию, подобную нынешней. Неслучайно борьба за контроль над ними часто становилась причиной международных конфликтов.
Так, например, Иран, контролируя Ормузский пролив, через который, по оценке КСИР, проходит 20% мировой нефти, часто угрожает перекрыть транспортную артерию в ответ на санкции США. Иранский парламент так и не ратифицировал Конвенцию ООН о международной юрисдикции пролива, что означает отсутствие юридических последствий на пути Тегерана. Подобная ситуация может сложиться и в Красном море, где контроль над Суэцким проливом с обеих его сторон принадлежит одной стране. Любое осложнение политического или экономического климата, внутренние проблемы Египта легко могут поставить под вопрос гарантии безопасности для мирового судоходства.
Сложившаяся ситуация еще раз заставляет задуматься о расширении существующих и создании новых сухопутных транспортных маршрутов, как альтернативы или дополнительных возможностей для грузоперевозок.
Таким значимым и актуальным маршрутом может и должен стать проект «Кавказский транзит», который, безусловно, даст для всей Евразии дополнительные возможности по транспортировке грузов через Кавказ по ЖД и автотрассе, а также ЛЭП, пульпопровод и вся инфраструктура.
Комплексная многофункциональная программа «Мировая энерго-транспортная инфраструктура» (МЭТИ) предполагает создание нового сухопутного маршрута через территорию стран Персидского залива от Омана, ОАЭ, Катара, Ирака, Ирана, Азербайджана, России до стран Европы, включая все варианты и перспективы развитие территорий.
Такой масштабный проект может стоить всего некоторой части убытков от развернувшегося в Суэцком канале транспортно-экономического ДТП, которое приносит более 10 млн долларов потерь в день только стране-контролеру, а суммарные ежедневные потери всех стран-участников ДТП составляют по предварительным оценкам на много больше 10 миллиардов долларов!
Должно ко многим странам прийти понимание того, что устойчивость мировой транспортной системы — в ее многообразии и вариативности путей и способов сообщения это современная реальность. Однако, не исключено, что дальнейшие риски еще долго будут существовать и после расчистки «завалов».